По поводу чего возникают общественные отношения


Опубликовано: 22.09.2017, 04:46/ Просмотров: 1498

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и по поводу чего возникают общественные отношения порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

1. Комментируемая статья, решая ключевой для всякой отрасли права вопрос, определяет предмет гражданско-правового регулирования (далее - ПГПР) - круг регулируемых гражданским правом отношений (п. 1), особо называет некоторые иные отношения (п. п. 2, 3). Значение ст. 2 состоит в том, что она: а) дифференцирует гражданские отношения и правоотношения от негражданских, а гражданское право - от иных (прежде всего смежных с ним) отраслей; б) определяет сферу и пределы действия гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК). Формально в абз. 1 п. 1 ст. 2 говорится о правовом положении участников гражданского оборота (под последним понимается вся совокупность образующих его сделок), праве собственности и иных вещных правах, интеллектуальных правах, обязательствах и одновременно о других имущественных и личных неимущественных отношениях. Именно об отношениях говорится и в абз. 2 - 4 п. 1 ст. 2. Отсюда ПГПР определен путем указания как на наиболее типичные и специфические гражданско-правовые явления (права и правоотношения), так и на явления, еще не опосредованные процессом гражданско-правового регулирования (общественные отношения), в результате чего юридическое смешалось с фактическим.

Еще одна формальная особенность характеристики ПГПР - противопоставление в абз. 1 п. 1 ст. 2 определения (правового положения участников, оснований возникновения, порядка осуществления вещных и интеллектуальных прав - ст. 1226 ГК) и собственно регулирования (договорных и иных обязательств и других отношений). Это противопоставление не стоит принимать буквально. Собственно целям определения тех или иных юридически значимых обстоятельств служат специализированные (дефинитивные, декларативные и другие) нормы, при этом: а) их число явно уступает регулятивным нормам, непосредственно воздействующим на отношения в целях их упорядочения; б) само по себе и вне связи с процессом правового регулирования их существование теряет смысл; в) сама норма, содержащая то или иное определение (не говоря уже о статье нормативного акта, которая нередко объединяет ряд норм), может содержать и нередко содержит также и элементы правового регулирования. Именно поэтому суть правового определения тех или иных явлений - не только формальное их провозглашение и закрепление посредством гражданских норм, но также и их регулирование последними. С учетом двух этих замечаний ПГПР образует неисчерпывающий круг отношений, способных испытывать регулятивное воздействие гражданских норм, после чего они становятся правовыми (правоотношениями). Прямо в абз. 1 п. 1 ст. 2 названы отношения имущественные и личные неимущественные.

2. В ПГПР доминируют имущественные отношения, тесно связанные с экономикой, товарным производством и обменом, а значит, с товарами (природными ресурсами и результатами труда), обладающими потребительной и меновой стоимостью. Товары производятся и обмениваются на рынке в соответствии с их общественной стоимостью, включающей все общественно необходимые затраты труда, также стоимостные по форме (закон стоимости). Поэтому обычно гражданские имущественные отношения являются стоимостными и могут быть двух видов: в рамках отношений статики материальные блага закрепляются за конкретными субъектами, что исключает возможность произвольного их присвоения (отношения собственности, по хозяйственному ведению и оперативному управлению чужим имуществом - гл. 19 и др. ГК); в рамках отношений динамики имущество переходит от одного участника гражданского оборота к другому (отношения товарно-денежные и иные, договорные и внедоговорные). Реже гражданскими могут быть нестоимостные имущественные отношения, если они возникают по поводу имущества, лишенного свойств потребительной и меновой стоимости.

Личные неимущественные отношения имеют неимущественную сущность и тесную связь с имущественной сферой. Они возникают по поводу результатов творческой (интеллектуальной) деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (п. 1 ст. 1225 ГК). Данные объекты лишены экономического содержания, не имеют имущественной природы, не подлежат точной денежной оценке, при этом для признания и защиты одних нужна государственная регистрация (ст. ст. 1232, 1353 - 1354 ГК), другие этого не требуют, иногда же регистрация устанавливается как дозволение (ст. 1262 ГК). По поводу данных объектов возникают интеллектуальные права, объединяющие исключительное право (которое является имущественным и обеспечивает правообладателю юридическую монополию на соответствующий объект), а в предусмотренных законом случаях - также личные неимущественные права и иные права (ст. 1226 ГК). Данные объекты независимо от способа фиксации идеальны и индивидуальны, но и они могут представлять экономический интерес и вовлекаться в оборот с той лишь особенностью, что вместо самого идеального объекта, не способного по этой причине к отчуждению, здесь передается исключительное право на него, которое и становится особым товаром (ст. 1229 ГК). Именно в возможности динамики исключительных прав и проявляется связь между личной (неимущественной) сущностью результата интеллектуальной деятельности и имущественно-стоимостным (товарным) характером его использования, между нематериальным благом (правом авторства, являющимся сугубо личным, неотчуждаемым и не передаваемым иным способом, - п. 1 ст. 150 ГК) и гражданским оборотом. Во всяком случае имущественный компонент здесь производен от личного и обусловлен им. Все это обеспечивает:
а) необходимость гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, связанных с имущественными; б) то особое (срединное) положение, которое они занимают в ПГПР, располагаясь между регулируемыми имущественными отношениями и охраняемыми отношениями по поводу нематериальных благ (п. 2 ст. 2).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 в ПГПР входят и другие имущественные и личные неимущественные отношения, что соответствует открытому перечню оснований гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК). Однако помимо этих двух - поименованных - типов отношений есть и непоименованные. Существенный по объему и самостоятельный по значимости элемент ПГПР - организационные (в том числе корпоративные и процедурные) отношения, возникающие по поводу: а) создания и функционирования, реорганизации и ликвидации юридических лиц; б) банкротства (в том числе различные антикризисные мероприятия и само конкурсное производство); в) регистрации сделок (продажи жилья, предприятия и др.) и прав (на недвижимость, ценные бумаги, некоторые результаты интеллектуальной деятельности и др.); г) установления хозяйственных связей (например, при заключении предварительных договоров, договоров поставки или подряда для публичных нужд, различные организационные договоры на транспорте); д) установления очередности (последовательности) совершения тех или иных действий (проведения общего собрания акционеров и голосования по вопросам повестки дня, реализации заложенного имущества, списания денежных средств, осуществления безналичных расчетов, принятия наследства и т.д.).

Организационные отношения не являются разновидностью имущественных или связанных с ними личных неимущественных отношений: они не имеют имущественной природы и связи с действием закона стоимости (лишены стоимостного характера) и не всегда связаны с имущественной сферой. К тому же даже если многие из них и обслуживают имущественную сферу, они отделимы от нее и если и выступают элементом имущественных отношений, то элементом не физическим, а юридическим, из чего следует, что для целей гражданско-правового регулирования они имеют значение и представляют интерес сами по себе. Усиление, а вслед за этим и необходимость выделения в ПГПР организационных отношений объясняется переходом от государственно-регулируемой к многоукладной рыночной экономике, ее демократизацией и децентрализацией всего хозяйственного механизма, развитием хозяйственной самостоятельности, предпринимательства и самого гражданского (частного) права. Отказ от принципов общегосударственного планирования экономики и переход от административного регулирования экономических процессов к гражданскому потребовали замены выпавшего публичного (административного) звена на адекватный частноправовой заменитель. Таким заменителем, предложенным в новых экономических условиях гражданским правом, и стали многообразные по функциям и форме проявлений организационные отношения. Отсюда заметное усиление в современном гражданском праве организационного компонента, обеспечивающего самоорганизацию многих процессов, свидетельствует об отказе от публичных начал в пользу частных, а также о том, что в условиях рынка гражданское (частное) право становится регулятором не только внешних отношений между отдельными противостоящими друг другу участниками (лицами), но и внутренних (внутрикорпоративных) отношений, складывающихся в разных (в основном коммерческих) организациях.

Особое место в ПГПР занимают отношения между предпринимателями или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Законодатель, регулируя данную сферу, в дальнейшем то и дело использует разные термины - деловой (ст. 5 ГК), предпринимательский (абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК), коммерческий (ст. ст. 50, 184, гл. 54 ГК), торговый (абз. 2 п. 3 ст. 184 ГК). Предпринимательскую деятельность характеризуют специальный субъект (зарегистрированный предприниматель - с учетом правила п. 4 ст. 23 ГК) и объект (прибыль), а также две ее стороны - субъективная (самостоятельность, риск и направленность на систематическое получение прибыли) и объективная (совершение предпринимателем разнообразных действий по пользованию имуществом, продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг). Поскольку предпринимательская деятельность - самостоятельная экономическая деятельность, связанная с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг и имеющая имущественный объект (прибыль), большинство складывающихся при ее осуществлении отношений носит аналогичный - имущественный - характер.

Этот очевидный факт обеспечивает гражданско-правовую природу феномена предпринимательства, а вполне обоснованное включение в ПГПР отношений между предпринимателями или с их участием решает принципиальную задачу - свидетельствует о единстве российского частного права и исключает необходимость разработки и принятия "второго кодекса" (предпринимательского, коммерческого или аналогичного акта с иным наименованием). Итак, так называемое предпринимательское право - не более чем специальная часть права гражданского, объединяющая нормы о специальном гражданско-правовом субъекте и осуществляемой им деятельности в рамках той специальной части гражданского оборота, которая именуется предпринимательским (торговым) оборотом и представляет собой совокупность возмездных сделок, направленных на реализацию основной цели всякого предпринимателя - получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Гражданские нормы, посвященные предпринимателям, имеют специальный (более строгий) характер относительно прочих - общегражданских - норм (ср. п. п. 1 и 3 ст. 401 ГК). Соотношение между общегражданскими и специально-гражданскими (предпринимательскими) нормами определяет принцип lex specialis derogat lex generalis ("специальный закон отменяет закон общий"). При полном отсутствии или дефиците специальных норм к отношениям между предпринимателями или с их участием могут и должны субсидиарно применяться общегражданские нормы и только после этого - обычаи делового оборота (см. коммент. к ст. 5 ГК).

Все гражданские отношения характеризуют легальные методические признаки равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников; последними, в свою очередь, может быть широкий круг субъектов (лиц) - физические, юридические, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (гл. 3 - 5 ГК), включая предпринимателей и иностранных граждан, апатридов и иностранных юридических лиц, которым по общему правилу предоставлен национальный правовой режим (абз. 1 - 4 п. 1 ст. 2). Названные признаки соответствуют основным началам гражданского законодательства (ст. 1 ГК) и обозначают отсутствие у участников юридической подчиненности, свободу принятия ими решений (в том числе заключения договоров), выступление в гражданском обороте в качестве собственников имущества или обладателей иных прав с широкими распорядительными полномочиями (например, хозяйственного ведения и оперативного управления), что и обеспечивает их независимость. Имущественные, личные неимущественные и организационные отношения (в том числе между предпринимателями или с их участием), лишенные этих свойств и покоящиеся на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, являются не гражданскими, а иными (административными, налоговыми, финансовыми), находятся за рамками ПГПР, но и к ним при определенных условиях может применяться законодательство гражданское (п. 3 ст. 2).

3. В п. 2 ст. 2 речь идет о неотчуждаемых правах и свободах человека (право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства) и других нематериальных благах (жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна). В ст. 150 ГК все они названы нематериальными благами, их перечень открыт. Все нематериальные блага: а) имеют не гражданскую природу, а всеобщий характер и закреплены в гл. 2 Конституции (ГК лишь воспроизводит ее правила); б) принадлежат человеку (жизнь, здоровье, честь, достоинство, личная и семейная тайна и т.п.), и только некоторые могут принадлежать организациям (деловая репутация - п. 7 ст. 152 ГК); в) являются естественными (закон говорит о них как о принадлежащих гражданину от рождения - п. 1 ст. 150 ГК), и только некоторые возникают при определенных указанных в законе обстоятельствах (например, право авторства - при создании творческого результата); г) неразрывно связаны с личностью, не могут отчуждаться и передаваться иным способом (п. 1 ст. 150 ГК); д) за отсутствием экономического содержания не подлежат точной денежной оценке, а значит, и не могут быть восстановлены в полной мере.

Отношения по поводу нематериальных благ не регулируются, а защищаются гражданским законодательством. Последнее объективно не может регулировать жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, а также другие нематериальные блага, названные в ст. 150 ГК; более того, учитывая естество нематериальных благ, нередко бывает достаточным лишь их провозглашение в декларативных нормах, которые, будучи специальными, лишены регулятивного эффекта. Поскольку нематериальные блага могут быть связаны с гражданским правом только при их нарушении и необходимости восстановления имущественными мерами, различие между регулированием (одних отношений) и защитой (других) объясняется тем, что при регулировании гражданское право воздействует на отношение во всяком случае и вне зависимости от его состояния, а при защите - только при его нарушении. Отсюда нематериальные блага - объекты гражданских охранительных отношений, которые возникают в ответ на их нарушение и как результат их разбалансированности. Правилу п. 2 ст. 2 соответствует наименование гл. 8 ГК. В то же время данное правило диспозитивно, поэтому существо некоторых нематериальных благ не исключает возможности их гражданско-правового регулирования (ст. ст. 19, 1521, 1265 ГК). А поскольку условия защиты некоторых нематериальных благ могут одновременно регулировать вопросы их правомерного и неправомерного использования (ст. 1521 ГК), это обстоятельство вообще сводит на нет поиск разницы между регулированием и защитой.

Отношения по поводу нематериальных благ традиционно именуются личными неимущественными, не связанными с имущественными, однако, поскольку современный закон предусматривает возможность денежной компенсации морального вреда (ст. 151 ГК), сегодня уже все личные неимущественные отношения так или иначе связаны с имущественными, а сам имущественный признак в предмете гражданского права не только и не просто доминирует, но и предпосылает его внутреннее единство (объединяет).

4. В п. 3 ст. 2 говорится не о гражданских ("горизонтальных"), а об административных ("вертикальных") отношениях, основанных не на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Именно такими являются отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, пошлин, штрафов и других обязательных платежей, распределением бюджетных средств, другие отношения. Имущественно-административная природа этих отношений препятствует их регулированию нормами гражданского права, однако в условиях рынка и расширения гражданского (частного) права его нормы могут применяться и к этим отношениям, но только в случаях, прямо указанных в законодательстве (ст. ст. 13, 16, 1069 ГК). Напротив, поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими госорганами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению правила ст. 395 ГК. В названных случаях граждане и юридические лица на основании ст. ст. 15 и 16 ГК могут предъявить требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием экономических (финансовых) санкций (п. 2 Постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

5. С учетом требований абз. 1 п. 1 и п. 3 ст. 2 гражданское законодательство применимо и к отношениям, охваченным специальным регулированием (ст. ст. 4, 5 СК, п. 3 ст. 3 ЗК РФ, п. 2 ст. 4 Водного кодекса, п. 2 ст. 3 ЛК РФ). Гражданское законодательство регулирует соответствующие имущественные и личные неимущественные отношения, если они не урегулированы нормами специального законодательства и применение законодательства гражданского не противоречит их существу (тем более что гражданское законодательство регулирует целый ряд вопросов наряду со специальным законодательством - ст. ст. 31 - 40, п. 3 ст. 209, ст. ст. 256, 260 - 287 ГК). В свою очередь, ТК только в некоторых случаях предполагает возможность обращения к гражданскому законодательству (например, при решении вопросов ответственности), иногда же между гражданским и трудовым законодательством проходит вполне определенная граница (например, труд членов производственного кооператива регулируется гражданским законодательством и уставом кооператива, труд наемных работников - трудовым - п. 1 ст. 19 Закона о производственных кооперативах).


Источник: http://www.gk-rf.ru/statia2


Закрыть ... [X]

Наина Владимирова - Магические манипуляции по Матрице судьбы Загар на солнце без крема для загара

По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения По поводу чего возникают общественные отношения