Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи


Опубликовано: 04.10.2017, 09:20/ Просмотров: 1681

©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.


Реализация личностно-ориентированного подхода к коррекции речевых нарушений требует углубленного изучения речевых, когнетивных и эмоц особенностей ребенка . Знание индивидуальных характеристик ребенка позволяет организовать различные формы учебного процесса и обосновать частные приемы коррекции

Комплексное обследование предполагает :

Мед обследование ( данные психоневрологического обслед с указанием наличия или отсутствия органического поражения ЦНС , заключение об интеллектуальном развитии ребенка )

( данные отолориноларингологического обследования : состояния слуха , сост лор органов )

Психолого-педагогическое: ( логопедическое обслед : направленно на сбор сведений о сформиров различных компонентов речевых систем )

В случае с ффнр описание реч статуса - должно содер примерное детское высказывание

Относительно сохранная лексико грам сторона речи

( пед обслед : сбор сведений касающихся проявления интереса к занятиям , трудности в выполнении заданий , Продуктивность и использование помощи)

(Психологическое : выявление особенности эмоц - волевой сферы , особенности личности )

 

36. Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФНР.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии – сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.В первую очередь уточняется произношение так называемых сохранных или опорных звуков. Несмотря на доступность артикуляции, эти звуки произносятся неотчетливо в речевом потоке, что снижает кинестетические ощущения в артикуляционном аппарате ребенка. В связи с этим осуществляется уточнение их артикуляционной позы, тренируется произношение звуко-слоговых рядов разной структурной сложности.В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий: он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом. Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти – запоминание рядов из 3–4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:воспроизведение ритмов; сочетание отстукивания ритма и проговаривания;


рифмованные фразы. Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп. Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования. При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове. Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка – каска, мышка – миска, лук – жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса – орудие труда; ключ от замка, ключ в озере). В коррекционном обучении можно выделить три раздела: I раздел работы – артикуляторный (подготовительный).Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей.Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков. На материале правильного произношения звуков осуществляется:развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи; развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; развитие произвольного внимания и памяти. В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`]. Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировались, а при произношении некоторых закрепилась неправильная, искаженная артикуляция. Это звуки [р], [р’]свистящие и шипящие звуки. Сюда же можно отнести звук [т] близкий по артикуляции к звукам [ч] и [ц]. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к тому времени звуки. II раздел работы – дифференцировачный, в котором выделяются 2 этапа. На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова. Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости, произношения которых в значительной мере зависит внятность речи. Кроме того, правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются, отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза.Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте.С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа,сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезуспособствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или инымиформами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначалеэто выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее детиовладевают навыком звуко-слоговогоанализа и синтеза двух-трехсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте. Формирование звукового анализа и синтезасостоит в следующем: 1.Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдыйи мягкий звуки. 2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове. 3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова. 5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап]. 6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп. 7. Выделение начальных согласных в словах типа сок. 8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом. 9. Анализ и синтез прямого слога типа [са]. 10.Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки. 11.Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. 12.Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.13.Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова. 14.Полный слого-звукобуквенный анализ слов.

 

Требования к подбору речевого материала при выявлении проявлений ФФНР у детей дошкольного и школьного возраста.

При обследовании речи ребенка необходимо самым тщательным образом установить, какие звуки нарушены в произношении и как именно.

Современный дидактический материал для обследования произносительной стороны речи у ребенка раннего возраста, на наш взгляд, должен соответствовать целому ряду серьезных методических требований. Перечислим эти требования более подробно. 1. Обследование произношения необходимо проводить с учетом закономерностей становления и развития произносительной стороны речи в раннем возрасте и обязательно включать задания на произнесение гласных и согласных звуков, артикуляция которых отрабатывается на этапе раннего онтогенеза. При этом следует учитывать как физиологические особенности артикулирования звуков в речи нормально развивающегося ребенка, так и характерные трудности их становления при выраженных аномалиях развития (например, при врожденных анатомических нарушениях губы и нёба, детском церебральном параличе). 2. Ключевую роль для достижения успеха при обследовании произношения ребенка раннего возраста играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Сюжетные картинки гораздо интереснее детям, они с радостью узнают изображение и «находят» нужное слово. 3. Существенное место занимает поиск эффективных методических приемов, например прием завершения предложения за взрослым. Этот методический прием часто используется для развития речи детей раннего возраста, он легок и доступен в работе, с удовольствием принимается маленькими детьми.

Использование в ходе логопедической работы доступных ребенку приемов рассматривания, анализа и раскрашивания изображения способствует формированию у него зрительно-предметного восприятия, внимания, навыков мелкой моторики, создает положительный эмоциональный фон для организации взаимодействия между взрослым (логопедом, родителем) и ребенком. Сравнение выполненных разными детьми «раскрасок» дает возможность организовать их непринужденное обсуждение, создать таким образом условия для непроизвольного произнесения ряда звуков. 4. Для записи полученных в ходе логопедического обследования данных, если оно проводилось в педагогическом эксперименте, целесообразно использовать не только традиционную русскую фонетическую транскрипцию, но и символическую запись, принятую Международной фонетической ассоциацией, так как это позволит представлять материал в стандартизированной для научного сообщества форме. 5. Предлагаемые дидактические материалы должны предусматривать возможность их вариативного использования как с точки зрения объема исследуемых звуков, так и перспективы их дальнейшей автоматизации с применением данного пособия. С этой целью в пособие включены задания на обследование звуков позднего онтогенеза, тренировочные слоговые упражнения и чистоговорки.

 

38. Дифференциальная диагностика ФФНР.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ФФН – стойкое нарушение произношения нескольких групп звуков, сопровождаю- щееся нарушением фонематического восприятия. Диагностируется с 5-ти лет. До 5-ти лет искаженное произношение считается нормальным явлением и носит название воз- растное или физиологическое косноязычи. Понимание Дети с ФФН достаточно хорошо понимают обращенную речь, в т.ч. и значение грамматических изменений слов. Отсутствует смешение в понимании слов, сходных по звучанию. Фразовая речь Фразовая речь развернутая. Дети пользуются распростра- ненными простыми и сложными предложениями. Струк- турные и грамматические нарушения фразы почти не на- блюдаются. Грамматический строй Может встречаться негрубый аграмматизм, единичные нарушения, которые не являются характерными. Словарный запас Словарь соответствует возрастной норме. Может отмечать- ся сужение запаса знаний и представлений об окружающем. Слоговая структура слов Нарушений почти не наблюдается Звукопроизношение Встречаются такие нарушения как: сигматизм, ротоцизм, ламбдацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм, дефекты оглушения и смягчения звуков. Фонематический слух Страдают восприятие, анализ и синтез звукового состава слов. Особые затруднения вызывает дифференциация звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками (звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие). Динамика и прогноз Без логопедической помощи нарушения звукопроизношения и фонематическ ог о восприятия самост оятельно не коррегируются. В школе дети могут иметь нарушение письма (дисграфия), трудности в звуковоманализе слов. Соотнесение с медицинской классификацией ФФН - сложная дислалия; ФФН - стертая форма дизартрии общая смазанность речи, боковое произношение, изменение тонуса мышц языка, неточность, недостаточность движений, гиперкинезы, девиация языка, саливация трудности артикуляции, расстройства жевания и глотания в виде редких поперхива- ний, замедленный темп речи); ФФН - заикание; ФФН - ринолалия.

 

39. Организация логопедической помощи детям с ФФНР.

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду являются: формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

 

40.Задачи коррекционной работы с дошкольниками с ФФНР.

Цель: воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной связной речи, соответствующей возрасту + подготовка к обучению к школе. Задачи коррекционной работы реализуются через основные взаимосвязанные направления работы:формирование полноценных произносительных навыков (N звукопроизношения и просодических средств); развитие фонематического восприятия + фонематических представлений + доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие внимания к морфологическому составу слов + изменение слов и их сочетания в предложении; обогащение словаря детей, посредствам привлечения внимания к способам словообразования; воспитание умения составлять разные конструкции предложений в самостоятельной и связной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом в связи с автоматизацией в речи уточненных в произношении фонем; формирование элементарных навыков письма и чтения на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия

 

 

41.Требования к отбору речевого материала для детей с ФФНР.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом решения следующих задач: формирование звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса общеобразовательной школы. Рекомендуется одновременно на одном и том же звуковом материале планировать упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

 

Содержание индивидуальных и групповых занятий с детьми с ФФНР.

Подгрупповые занятияВ подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.Рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т.е. детей с элементами лексико-грамматического недоразвития речи. На занятиях с этими подгруппами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического оформления речи. С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.Индивидуальные занятия. Постановка и закрепление правильного произношения звуков проводится в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.Приемы коррекции звуков - общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематическом недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова. Таким образом, перед логопедом стоят две задачи - воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача - выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:общую последовательность логопедической работы;общепринятую последовательность постановки звуков.Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: С, С', 3, 3', Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Озвончение начинается с 3 и Б, в дальнейшем от 3 ставится Ж, от Б - Д, от Д - Г. Последовательность постановки соноров Р и Л индивидуализируется в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими - больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.

 

Предыдущая123456789Следующая


Источник: http://stydopedia.ru/4x4d94.html


Закрыть ... [X]

Логопедическая работа по коррекции фонетико -фонематического недоразвития Народный рецепт от жирной кожи на лице

Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи Задачи по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи